«Не все драматурги братья»

Татьяна Павлова


В сентябре в Москве прошёл второй фестиваль современной пьесы «Новая драма», учредители — ассоциация «Золотая маска», МХАТ имени Чехова и Театр.dос. В течение десяти дней шли российские и зарубежные спектакли, обсуждения, читки и показы пьес. Конкурсная программа включила как уже известные спектакли («Пленные духи», «Кислород», «Я... она... не я и я» и другие), так и совсем новые для московского зрителя — «Трансфер», «Две маленькие пьесы», «Очень простая история».

«На фестивале был показан другой, столь же откровенный спектакль. Если Вырыпаев искал людей в зрителях, то в петербургском спектакле «Я... она... не я и я» вектор поиска направлен внутрь актёра Александра Лыкова. Он пытается самоидентифицироваться: где «я», а где «она», душа то есть. И нельзя ли их соединить, чтобы получилось что-то целое, а именно человек. Зритель же находит актёра. Спектакль поставлен Алексеем Янковским в Театральной мастерской «АСБ», текст пьесы написан Климом по монологам Александра Лыкова; одной из сюжетных линий проходит «побег Казановы из сериала», а одной из тем становится освобождение героя от кланового мышления. Люди объединяют себя в сообщества: мы — актёры, мы — зрители, мы — театральные критики. Этими словами прикрываются, маскируя чаще собственную беспомощность — неспособность, нежелание, страх сделать или оценить увиденное с вершины только своей горы. В спектакле корпоративное «мы» меняется на личностное «я», обособленность остаётся единственным способом существования художника. В финале Лыков уходит мокрым от пота, больше часа грузил вагоны откровений. Чем может отблагодарить зритель создателей спектакля за то, что публику не считают умственно неполноценной — только долгими аплодисментами. На редкость ценный момент взаимопонимания».

2005г.