Александр Лыков - Актер театра и кино
Радиостанция «Эхо Москвы» 20 марта 2004 года
Эфир ведет Ксения Ларина.
К. ЛАРИНА Здравствуйте, Саша.
А. ЛЫКОВ Добрый Вам день.
К. ЛАРИНА Александр Лыков живет и работает в г. СПБ, приезжает в Москву редко, со своими спектаклями. И сейчас в рамках фестиваля "Золотая маска" он играет свои спектакли на сцене "Под крышей". Это Малая сцена Театра им. Моссовета. Вчера был спектакль, и сегодня будет?
А. ЛЫКОВ И сегодня будет в 19 часов.
К. ЛАРИНА И сразу скажем о других работах, которые будут 23-24 числа. Как называется спектакль?
А. ЛЫКОВ "АСБ", "Активная сторона бесконечности".
К. ЛАРИНА Спектакль, о котором мы сегодня будем говорить, это моноспектакль. Я, кстати, название так и не воспроизведу никогда.
А. ЛЫКОВ Вы хотели его упростить, но оказалось, что не в этом дело. Ничего нет необходимости упрощать или усложнять. Он назван, как назван. Называется он "Я, она, не я и я".
К. ЛАРИНА Вот такой набор местоимений, который вам ничего не говорит. Для этого нужно пойти и посмотреть, что это такое. Спектакль этот придуман Климом. Так зовут театрального человека, который какое-то время работал в Москве. Сейчас он в Питере все это делает?
А. ЛЫКОВ Он в Питере сейчас ставит Островского "Грозу", которая будет называться "Почему люди не летают". 20-го у него будет премьера. Этот спектакль сделал Алексей Янковский, а Клим написал текст. Т.н. спектакль был у нас жанром не обозначен. В авансцене, если Вы обратили внимание, стоит табличка: "Артист Александр Лыков читает текст Клима".
К. ЛАРИНА И текст, кстати, из рук не выпускается.
А. ЛЫКОВ Это такое условие. Там мало условий, которые я обязан соблюдать, но они есть. Они, может быть, незаметны сразу для взгляда, потому что там много всего за полтора часа Климом было понаписано. Он и не скрывает того, что понаписал он туда много. Для него самого было интересно, как это может получиться и, вообще, может ли это получиться. С этого он и начинает, если Вы помните: "Имеет ли это, вообще, какое-нибудь отношение к театру, и будет ли это интересно вам?" И очень много разных сомнительных вступительных предложений. Но это его сомнительные вступительные предложения. Я еще понимаю, что когда я начинаю говорить этот текст, у меня сомнений уже никаких нет. Я понимаю, что дальше у меня, через полтора часа произнесение последней реплики.
К. ЛАРИНА Полтора часа перед вами Александр Лыков, абсолютно один. Как Вы вчера очень точно сказали, театр это совместный труд публики и артиста. Я думаю, что вчера какой-то результат этого труда был продемонстрирован, несмотря на то, что из зала, я видела, уходили люди. Это естественно, что такой эмоциональный накал, напор на публику выдержит не каждый человек.
А. ЛЫКОВ Да, они уходили и были очень разозленные, как мне потом рассказали. Они хотели попасть обратно в зал, потому что были так возмущены, что даже забыли там сумку или пакет, нужно было вернуться обратно.
К. ЛАРИНА А чем были возмущены, интересно, чем мотивировали?
А. ЛЫКОВ Мне трудно сказать точно, чем, потому что я с ними не разговаривал, они со мной в диалог не вступали во время действия.
К. ЛАРИНА А Вы, кстати, могли бы с ними вступить в диалог.
А. ЛЫКОВ Я, к сожалению, не мог бы говорить с ними только своими собственными словами. У меня же есть текст. Только его я имею право произносить. И зритель тоже со мной как бы в диалог вступает только опосредованно. Это же не тот эстрадный монолог, в котором для зрителя есть его собственные реплики. Наверное, он бы мог говорить, это его право. Он может даже купить каких-нибудь гнилых овощей и начать кидать в актера. Это тоже, кстати, не возбраняется. Дело актера довести это до финала, если он что-то начал.
К. ЛАРИНА Ваши отношения с публикой как строятся? Вы, вообще, ее любите?
А. ЛЫКОВ Кто же не любит публику, которая пришла на тебя смотреть? Мало того, нужно еще, говорят, научиться любить всех людей. Вот ведь какая история. Публика, сидящая в зале, ближе. Надо начинать с того, кто ближе, кого ты видишь. Так будет точнее.
К. ЛАРИНА Там в этом смысле хорошо для Вас как для артиста, потому что очень маленькое помещение. Я не знаю, как Вы играете на других площадках, но здесь камерный зал, рядов 10, наверное. Действительно, общение глаза в глаза. Важно этот контакт суметь установить.
А. ЛЫКОВ Помещение для меня незнакомое, "Под крышей", и там много отверстий, к сожалению. А эти отверстия всегда имеют свойство пропускать что-то в себя. Поэтому работать там надо очень аккуратно, имея в виду, что эти отверстия присутствуют. Вчера был довольно приличный спектакль, осталось сегодня закрепить эту историю. Мы на этой сцене Моссовета будем продолжать работать еще два спектакля. Поэтому необходимо, чтобы на какое-то время эта сцена нам как-то поверила. Там же разные люди играют, разные актеры что-то делают, разное. И поэтому это место всегда бывает немножко разболтано, в ту или другую сторону. И бывает, что разболтано в не очень хорошую сторону. Может, там какие-то завихрения происходят или она как-то структурируется по-своему. Остается память того, что человек там был. Ты приходишь в это место, и иной раз даже чувствуешь, что он там был и что-то делал. Это ощущается. Поэтому сегодняшняя задача будет закрепить эту историю и все-таки как-то подсобрать ее для наших следующих спектаклей 23-го и 24-го. Там мы будем играть вдвоем, и будет сложновато. Это практически премьера. Мы только два раза сыграли ее в Петербурге. Тут тоже не будет никаких сильных развлекух для зрителя, который пришел туда, для того чтобы услышать какой-то анекдот. Наверное, трудно получится у нас с этим делом. Хотя там есть какие-то такие штуки, но они не являются самозначимыми в качестве развлечения или элементов шоу.
К. ЛАРИНА Вчера людям очень хотелось немножечко передохнуть. Я прямо чувствовала, когда возникали моменты, где можно посмеяться, с каким облегчением они: "господи, ну, дайте нам хотя бы еще чуть-чуть, пожалуйста!"
А. ЛЫКОВ Понимаю. Мы в каком-то смысле делаем что-то, которое этим не является, и пытаемся соблюдать другую историю проведения этого текста через зрительское внимание. Он требует, действительно, напряженного внимания. Через некоторое время, если ты не отключаешься от того, что тебя не устраивает из того, что ты видишь, то ты можешь начинать видеть некоторые удивительные вещи, которые касаются самого тебя, и к которым ты давно не обращался. Я ведь ничего не предъявляю и ни на кого не ругаюсь, даже если кричу. А кричу я только для того, чтобы найти в этот момент то, что я сам не знаю. Я действительно не знаю этого, поэтому я это ищу. Если бы я знал другой способ, то есть не кричать, а делать что-то по-другому, я бы делал это, поверьте мне. Мне, как любому человеку, трудно кричать полтора часа. Просто физически трудно, да и голос садится. Но поскольку я этого другого способа не знаю, но для того, чтобы найти это что-то, мне нужно покричать немного. Иногда люди кричат, для того чтобы освободиться от того, что им мешает это найти. Правда, они уходят в лес для этого.
К. ЛАРИНА Или, как Лайза Минелли ходила под мост, кричала во время движения поезда.
А. ЛЫКОВ Лайза Минелли, видимо, тоже это любила. К сожалению, проходящих поездов нет. И поэтому зритель в полном недоумении и тишине воспринимает это. Кто выдерживает, тот выдерживает. Что тут поделаешь? Не так все просто, чтобы можно было все объяснить.
К. ЛАРИНА Я должна сказать для многих наших слушателей, которые знают Александра Лыкова только через телевизионный ящик, хотя меня предупреждают: "только про это ему не говори", а я говорю про это, потому что он сам говорит про это в своем спектакле. Александр Лыков исполнял роль Казановы в сериале "Менты" когда-то. Это было очень давно, совсем в другой жизни, но "Менты" по-прежнему идут с тем же Казановой.
А. ЛЫКОВ И такое ощущение, что Казанова оттуда даже никуда не уходил. Периодически люди мне задают вопрос: "А что ты не снимаешься?" Хотя прошло уже 10 лет, а это как вчера было. Так совпало, достаточно интересно получилось. Я думаю, если бы я не ушел, может быть, был бы совсем другой эффект. Надо было тогда уйти. Сценарии были плохие. К сожалению, сейчас продолжают писать такие же неубедительные сценарии.
К. ЛАРИНА Я хочу Вам сказать следующее. Вы по этому поводу не переживайте, потому что нормальному человеку, даже в этом фильме, который показывался тогда и сейчас без конца показывался, видно, что Александр Лыков - большой артист, (я говорю это не в качестве комплимента, а просто констатирую факт), что это смешные рамки, смешная пьеса для такого артиста. Но все равно Вы там были нужны.
А. ЛЫКОВ Я внутренне еще не оставил в покое эту тему, потому что, во-первых, получился достаточно интересный герой. К сожалению, он не имел возможности развиваться в той ситуации, которая была предложена дальше. И доказать мне это никому не представлялось возможным. Но это ситуация обыкновенная. Здесь нет ничего исключительного.
К. ЛАРИНА У меня сложилось впечатление, что Вы, вообще, стараетесь вычеркнуть этот период из своей жизни и жалеете о том, что когда-то на это согласились.
А. ЛЫКОВ Ни в коем случае. Я абсолютно не жалею, я ему очень благодарен. Он очень многим вещам меня научил, включая разные знакомства, которые возникают у меня и до сих пор. Люди за границей меня знают, те русские, которые там. Поскольку я в Болгарии снимался, я все время летал на самолетах. Очень много людей познакомились там со мной. Помню, какие-то люди, наши миротворцы, которые стоят в Косово, все время дарят мне что-то от всей души. Наш миротворец подарил мне косовскую кошку, рассказал мне, что у него друг-американец: "В жизни не подумал бы, что у меня будет друг-американец!" Тем не менее, так случается. И я для него, наверное, что-то означал тогда, если он с таким вниманием ко мне отнесся.
К. ЛАРИНА Мы, конечно, Вас знаем, как театрального артиста в те редкие московские заезды, когда Вы показываете свои работы. А что, вообще, было, что уже есть в арсенале театрального артиста Александра Лыкова в Ленинграде?
А. ЛЫКОВ В Ленинграде я играю в спектакле "Мастер и Маргарита".
К. ЛАРИНА Здесь, кстати, есть Ваша зрительница. Наталья Алексеевна пишет: "Будучи в Петербурге, я была на вашем спектакле "Мастер и Маргарита". Огромное Вам спасибо, Вы играли замечательно".
А. ЛЫКОВ Спасибо большое. Этот спектакль поставил Вайткус, известный режиссер. Он был главным режиссером Каунасского театра. У него играли все известные литовские артисты.
К. ЛАРИНА А Вы кого там играете?
А. ЛЫКОВ Воланда.
К. ЛАРИНА Скромно сказал.
А. ЛЫКОВ Да, так сложилось, как-то так получилось. И пока держится, несмотря на то, что театральная ситуация довольно сложная, заключается в отсутствии внимания к продолжению театрального образования для работающих в театре актеров.
К. ЛАРИНА А это нужно?
А. ЛЫКОВ Обязательно.
К. ЛАРИНА А в чем она может заключаться?
А. ЛЫКОВ В проведении мастер-классов, предъявлении претензий по работе актера на площадке. В постоянном тренинге, который бы проводил кто-то из профессиональных людей. В противном случае у актера создается ложное впечатление, что он и так развивается, будучи занят в том или ином спектакле.
К. ЛАРИНА От роли к роли?
А. ЛЫКОВ Да, от роли к роли, работая с разными режиссерами. Это не так.
К. ЛАРИНА Я помню, еще в театральном институте нам тоже говорили: "Запомните, что актерская профессия опровергает аксиому о том, что количество превращается в качество".
А. ЛЫКОВ Да. Только в результате постоянного и напряженного преодоления собственной лени. По-другому не складывается. Через некоторое время просто уже не придаешь значения тому, что ты преодолеваешь. Просто задачи, которые начинают возникать, гораздо интереснее, нежели то, чем ты занимаешься в качестве преодолении. Эти задачи касаются выполнения этих задач. Если удается их в какой-то степени выполнить, то иногда это даже не приносит удовольствия.
К. ЛАРИНА Я теперь понимаю, почему Вы так играете. Очень важную вещь Вы сказали. А что актера все-таки растренировывает? Участие в сериалах каким-то образом развращает человека?
А. ЛЫКОВ Прежде всего, развращает, вообще, идея популярности или слава, которая может нагрянуть, причем совершенно необоснованным образом, только в результате количества показа лица по телевизору. Это имеет мало отношения к тому, что называется профессиональным занятием актерским ремеслом. Чаще всего телевидение использует только то, что ты уже имеешь, и не развивает. И это всегда нужно понимать, когда ты идешь на большую работу в сериале, как сохранить эту историю, для того чтобы потом было, что предъявлять на сцене или на той же съемочной площадке.
К. ЛАРИНА Все равно, наверное, каждый человек, выбирая эту профессию, для себя сам решает в какой-то момент, что ему здесь нужно.
А. ЛЫКОВ Да. Кто-то, собственно говоря, ставит себе определенные задачи и к ним стремится. Важно окружить себя той жизнью, которую он себе представляет. Он так себе и делает. Если получается в результате каких-то его ходов, которые ему предоставлены в качестве свободы или тех трудностей, которые ему надо преодолеть в результате для того, чтобы достичь. Он достигает, если ему это интересно. Он в этом живет. Мне это не очень интересно бывает. Результат не приносит того удовольствия, которое ты от него ожидал, от тех плодов, которые тебе падают в руку. Что-то они не падают. Вроде как пришел под дерево и думаешь: "Стукни по нему, и повалится". Тык-с, а там ничего, кстати, не валится. Ни на голову, ни в руку, и даже на землю не падает.
К. ЛАРИНА Здесь есть вопросы, связанные с репертуаром, о котором мы уже говорили. "Разве Кастанеду больше не играете? Сергей". Играем как раз.
А. ЛЫКОВ Да. 23-24-го, сцена "Под крышей", Театр Моссовета.
К. ЛАРИНА "Скажите, пожалуйста, что Вам как человеку и артисту дало участие в "Последнем герое"? Анна".
А. ЛЫКОВ Остров - явление интересное. Для тех, кто там жил, он, по-моему, до сих пор остается интересным воспоминанием, переживанием. И для многих людей, вообще, все, что происходило в Москве, через некоторое время стало казаться нереальным. Они даже перестали представлять себя ведущими программ, вообще не понимая, что это было у них до этого, так их захватила островная жизнь.
К. ЛАРИНА Саш, по-скотски поступили с Вами. Я помню эту программу, я ее смотрела. По всем приметам, должен быть последним героем Александр Лыков.
А. ЛЫКОВ Мне кажется, что это не совсем так. Там все сложилось очень правильно, мне кажется. Особенно на финальных этапах все получилось очень неплохо, мне кажется. Тем более, что мне с самого начала казалась сомнительной затея самой идеи американской программы у нас в России. Поэтому была попытка как бы сыграть внутри игры против нее самой. Именно поэтому было сложно работать. Там же работали психологи. Американские ребята подключились к этому, наверное, для того чтобы работать так, чтобы всем участникам было несладко, чтобы они вскрывались как-то. И поэтому было сложно в том смысле, что было непонятно, как все будет открываться через некоторое время. Было понятно, что все направлено на то, чтобы все это раскрылось. А как это будет раскрываться, - не в том смысле, как это подать и удержаться на имидже, а как это будет по-настоящему открываться, - это и было самое интересное, то, что хотели вытащить организаторы. Надо сказать, что очень достойно вели себя люди, которые меня окружали. И они реально выдержали очень многие испытания, которые были настоящими, а не придуманными для них.
К. ЛАРИНА Это было видно.
А. ЛЫКОВ И телеверсия программы являет собой только праздничный фейерверк относительно того, что было на самом деле. Было интересно. И потом, я познакомился с людьми. Это самое основное приобретение.
К. ЛАРИНА Вы как-то всерьез воспринимали все эти испытания. Я помню, как стояли с рукой на цепи до заката солнца. Зачем? Ведь за это же ничего не было, никаких бонусов уже.
А. ЛЫКОВ На самом деле это было важно.
К. ЛАРИНА Для чего Вам это было важно?
А. ЛЫКОВ Нужно было что-то сделать в этот момент. Все это нужно было сделать. А что можно было сделать, когда непонятно, что тут можно сделать? Сделал то, что было непонятно. Поэтому и не объяснял ничего. Понимал, что надо. Бывает иногда такое. Надо стоять, и все. Как тут еще все это объяснишь? Ты понимаешь, что другого объяснения ты себе не найдешь, никакой логикой себе это оправдаешь. Дело в том, что логика иногда не очень хорошую службу для нас играет, потому что чаще всего мы ей пользуемся, а потом не пользуемся уже больше ничем. А есть ведь не только один инструмент, логика. Есть еще другие инструменты у человеческого ощущения. Как интуиция, например. Ее можно развивать так же, как и логику. Может быт, надо читать другие книжки.
К. ЛАРИНА А для чего Вам лично нужна профессия актера?
А. ЛЫКОВ Пока она, видимо, мне нужна, потому что я, во-первых, ничего другого не делаю настолько настойчиво, уже много лет. А потом, именно она выводит меня к тем людям или к тем переживаниям, которые я имею на сегодняшний день. Именно ей я благодарен. Наверное, может быть, нерезонно говорить о том, что нужно заниматься только именно этой работой. Но для меня так получилось. Я специально туда не шел, так вышло. Я до последнего времени, вообще, точно не понимал, почему я являюсь актером. Такая странная штука. Наверное, мог бы заниматься чем-то другим. Я понимаю, когда вспоминаю покойного Александра Сергеевича Демьяненко, царствие небесное, который сказал: "Я, Саня, ничего другого делать не умею, и лампочки не вкручиваю. Если меня выгонят из театра, я умру". Что и случилось через две недели после нашего с ним интервью. Он действительно умер, такая история. А для меня тогда это было удивительно. Я уже на машине извозом занимался вовсю, нужно же было кормить семью. И буду заниматься тем, чем получится, если не будет, чем зарабатывать хлеб. Куда-то пойду работать, что делать. Не буду задавать себе вопросов о том, почему я не работаю актером, и не будет меня мучить внутри, что мои товарищи снимаются, а я нет. Значит, так сложилось. Только я знаю, что я буду работать. Сейчас в этом есть большая необходимость.
К. ЛАРИНА Вы ВГИК заканчивали?
А. ЛЫКОВ Да.
К. ЛАРИНА А у кого учились?
А. ЛЫКОВ У Владимира Викторовича Петрова. Он сейчас жив и здоров, ему 81 год. Наверное, он уже не будет набирать сейчас курс. Он сейчас доканчивает еще один. Сейчас сломал себе что-то и лежит пока, заращивает. Он фронтовик и очень правильно нас воспитывал. В общем, правильные слова говорил в самом начале о том, что не может нас научить, что мы можем научиться только сами.
К. ЛАРИНА Как Вас там позиционировали? Кого Вы играли в основном в институте?
А. ЛЫКОВ Я все время играл характерные роли. Я играл Фьер-а-Бра в "Фанфане Тюльпане". В Островском я играл Крутицкого, "На всякого мудреца довольно простоты". Меня Игорь Петрович Владимиров после этого взял. Они сидели вдвоем с Алисой Фрейндлих и хохотали, им было смешно. То есть я был характерным артистом, больше комедийным, я бы сказал. Или еще есть такой жанр, как гротеск. Мне это было интересно. В кинематографе я как-то по героям играю. Хотя мы сняли один такой фильм, "Дурную привычку". Я там сыграл комедийную роль, но этой картины нет.
К. ЛАРИНА А какой это был фильм, где у Вас трагическая роль? Я помню, его по телевизору показывают иногда в очень позднее время. Какая-то чернушная история.
А. ЛЫКОВ Да? Я, честно говоря, не помню.
К. ЛАРИНА Это было давно.
А. ЛЫКОВ Может быть. Нормально, я во многих фильмах работал.
К. ЛАРИНА Я первый раз Вас увидела в какой-то странной роли в фильме у Астрахана.
А. ЛЫКОВ В роли проститутки?
К. ЛАРИНА Да.
А. ЛЫКОВ Это как раз один из примеров. На мой взгляд, не очень доработанная роль. Мы очень коротко работали. Но 8 часов на каблуках я тогда отходил. Надо было научиться с бедра идти, не упасть. Смешно.
К. ЛАРИНА В Москву не приглашают?
А. ЛЫКОВ Тут трудно сказать. Приглашение в Москву должно быть конкретным, а конкретного предложения мне еще пока нет. Есть что-то такое. Во-первых, о будущем не разговариваем, потому что нет резона. Как сложится. В конце концов, не имеет особого значения, где работать. Может быть, и в Москве. Здесь связей больше, людей больше. Здесь все решается, все рядом. Студия рядом, и актер тоже недалеко. Все попроще. Пока я работаю в Питере и езжу, когда меня приглашают на работу сюда. Слава богу, пока зовут. Иногда от чего-то приходится отказываться в силу тех или иных причин. Пусть не обижаются на меня те люди, которые не получили меня в качестве исполнителя. Бывает, что не складывается.
К. ЛАРИНА Когда я вчера смотрела спектакль, я столько ролей для Вас набрала в репертуаре московских театров!
А. ЛЫКОВ Иногда говорят: "Ты все переиграл. Ты, брат, взял весь мировой репертуар, все играешь". Я не играю ничего, только может возникать, как ощущение того, что может быть и так, и сяк, и этак, и так еще может быть, а может быть еще вот так, или как-то еще вот так, кроме этого, но еще что-то того, чего не было до того. Может и так такое случиться, запросто. Почему меня эта антреприза не устраивает? Потому что там это может быть только так и надо соответствовать именно такому моменту. Антреприза диктует свои законы. Все-таки таких разборов зрительских полетов, чтобы они собирались, видели и были удовлетворены тем, что им показали. Именно поэтому меня все время останавливает этот момент, антреприза. Хотя это как раз было бы верным, наверное, для актера, работать в антрепризе. Все работали в антрепризе, и я дойду до этого.
К. ЛАРИНА Не все, не надо. Есть люди, которые этого не делают. Хотя мы с Вами, говоря "антреприза", сейчас подразумеваем конкретный набор конкретных спектаклей дурного тона, спектакли, рассчитанные на коммерческий успех. Но можно привести в пример то, что у нас считается антрепризой, спектакль "Старосветскую любовь" по Гоголю.
А. ЛЫКОВ Я не видел.
К. ЛАРИНА Ступка и Лия Ахеджакова. Это антреприза, но это не антреприза в том общепринятом понимании, что сегодня происходит.
А. ЛЫКОВ Замечательно. Я видел спектакль "Борис Годунов". Он мне очень понравился.
К. ЛАРИНА Донеллана?
А. ЛЫКОВ Да. Очень понравился в том смысле, что это показательно для любого театра, так работать спокойно, дисциплинировано, зная текст, все успевают, бегают, энергично, зритель не скучает, действие развивается. Все говорят тут, там, одно сменяет другое, никаких декораций нет. Актеры, даже те, которые текста не имеют, не стоят на сцене с открытым ртом, не пережидают реплики, не дожидаются. В общем, хороший, грамотный, нормальный спектакль для любого театра, просто как по уровню. Пока такого уровня нет. Эти же артисты так работают. Значит, это возможно.
К. ЛАРИНА Возможно. Вообще, с артистом, как с носителем профессии, что-то происходит. Мне кажется, что все равно разговор о девальвации актерской профессии очень актуален. На эту тему впервые заговорил на этой же программе наш московский артист Виктор Гвоздицкий, который был у нас сравнительно недавно. Его понимание как раз сходно с Вашим пониманием смысла актерской профессии, что очень много утеряно за последнее время в силу, наверное, другой жизни, поверхностного восприятия очень серьезных вещей, в силу увлеченности пиротехникой, если мы говорим о театре, как о зрелище, прежде всего.
А. ЛЫКОВ Театр зрелища не отменяет. Просто это не мера его надобности или ненадобности, степень его зрелищности. В том понимании, в котором мы говорим о зрелищности. Я уверяю Вас, что находятся люди, которые сидят на произнесении моего текста и испытывают колоссальное количество зрелища. Но это испытывает человек, у которого так помпа совпала. Конечно, это далеко не довольные собой люди, которые в чем-то остро нуждаются. Но такой момент наступает у каждого человека, рано или поздно. Просто он о нем не хочет думать, вспоминать или отдаляет приближение этого момента. Но он настигает и настигнет. Это будет позже или раньше, но это все равно будет. Мы все живем по одному закону, и здесь ничего не сделать, и он существует. И мораль есть. Только это такая мораль, которая идет из Нагорной проповеди, а не оправданная и воспринимаемая, не как просто текст "внимание, наш пейджер". Это не "внимание, наш пейджер", это просто непосредственное обращение.
К. ЛАРИНА А Вы уверены, что та мера откровенности, которую Вы для себя определили, нужна человеку, который Вас слушает? Или для Вас это не имеет значения?
А. ЛЫКОВ Это же ему решать. Актер выходит выполнять свою задачу. Режиссер Янковский, который делал этот проект, говорит так. Он как священник, который ведет службу. Он выходит, один человек пришел туда или два человека, он несет эту службу. Ему положено отчитать этот текст, прочитать вечернюю, утреннюю, праздничную молитву, которая положена. Он должен провести службу и отстоять. Он не задает себе вопросов, у него их нет просто потому, что он делает свою работу. А что же мне задаваться этими вопросами? Конечно, если я буду думать за тех, кто уходит... я же не могу объединить всех зрителей. И зачем мне их объединять? Каждый там оказывается сам по себе, сам решает, на другого не смотрит, типа "все сидят, и я буду сидеть, потому что об этом уже говорят по "Эху Москвы", наверное, это нужно смотреть".
К. ЛАРИНА "Неудобно как-то".
А. ЛЫКОВ Вроде как. Во втором спектакле "АСБ" есть текст: "Я благодарен тем, кто с нами остался и тем, кто ушел, ибо они были искренни". Это важно.
К. ЛАРИНА Как президент Путин: "Я благодарен тем, кто голосовал за меня и даже тем, кто за меня не голосовал".
А. ЛЫКОВ Вот те раз! А как же должен президент нашей страны разговаривать? Правильно, по крайней мере.
К. ЛАРИНА Скажите, для Вас существуют какие-то авторитеты в актерском мире?
А. ЛЫКОВ Да, очень много артистов, которые, слава богу, и по сей день живут, и те, кто ушли, которых очень много, целое поколение. Их сразу всех не назовешь. Для меня был очень важен Высоцкий.
К. ЛАРИНА А Олег Борисов?
А. ЛЫКОВ Да.
К. ЛАРИНА Вчера, когда я смотрела Ваш спектакль, я вспомнила про него, у меня были сходные эмоции.
А. ЛЫКОВ Я понимаю, почему его в жизни называли злющим, он в жизни был неприятный, желчный. Я понимаю, откуда было такое эмоциональное восприятие, откуда было его внутреннее переживание. Это мне понятно сейчас. Поскольку мы имеем это как опыт, как понимание, у нас есть такая необходимость и даже долг двигаться дальше. Из того, что понятно, из того, что было того, что можно было бы назвать чем-то, что называется настоящим. Поди сейчас отличи это настоящее от того, что им не является. Ведь все, что существует, называет себя настоящим. Мало того, оно борется именно за это звание, обгоняя другое настоящее, которое стоит рядом с ним и кричит: "Нет, это я настоящее". "Нет, - кричит настоящее, - это я". И гонка проходит, особенно в Москве, за это настоящее, с порога вокзала.
К. ЛАРИНА Не любите Москву?
А. ЛЫКОВ Я приезжаю в Москву не так редко, как кажется. Каким-то образом, по определению, принято, чтобы петербуржцы Москву не любили. Я не понимаю, почему.
К. ЛАРИНА Они правда не любят.
А. ЛЫКОВ У меня нет предвзятого, специального ощущения. Если некоторое время тому назад я соединялся со мнением петербуржцев, для которых ехать в Москву мучение, то я еду в Москву и понимаю, что мне здесь будет трудно работать, даже по сравнению с Петербургом. Я не могу точно сказать, почему это происходит, но примерно понимаю, что Москва большой 12-миллионный город. Здесь очень много жизни. 12 млн., и все куда-то стремятся, со своими впечатлениями, устремлениями, желаниями добиться здесь чего-то, сделать тут свое настоящее, организовать свою жизнь. И все эти ощущения начинают здесь в таком котле вариться, что возникает очень много искушений, которые принимаются уже как настоящее. За этим проходит целая жизнь, а она проходит очень быстро. Потому что тот, кто сейчас имеет возраст и, дай бог, дожил до 70, 80, 90, прекрасно понимают, что это такое было и как это выглядит сейчас. Уже желания нет говорить тем, кто первый еще зубами клацает и слюну роняет на ковры. Потому что он еще хочет такой же жизни, совершая такие же штуковины.
К. ЛАРИНА А сколько Вам лет?
А. ЛЫКОВ Сейчас мне 42.
К. ЛАРИНА Нормальный возраст, мужской.
А. ЛЫКОВ Нормальный мужской возраст, в котором все это как раз и сходится обычно.
К. ЛАРИНА Я хочу опять вернуться к тексту вчерашнего спектакля. Там было очень много размышлений по поводу сути и смысла актерской профессии. Все-таки Вы там говорите, что это шут, посредник, что все равно, даже если я что-то и скажу, я здесь ни при чем. Я пытаюсь объяснить это своими словами. Все-таки, если говорить об актерской профессии, нет ли в этом чего-то из сферы обслуги? К чему она больше относится, на Ваш взгляд? Понятно, что она зависима, с одной стороны, от конкретных людей, от режиссеров, продюсеров и от времени, востребованности, случая. А с другой стороны, абсолютно не самодостаточна, потому что артист все равно исполнитель чужой воли, будь то со стороны драматурга, будь то со стороны режиссера. Я примитивно объясняю. Вы понимаете, что я хочу сказать.
А. ЛЫКОВ Прежде всего, эта работа очень незащищенная. Нет у нас, к сожалению, социальной защиты для артистов. Примеры тому - смерти известных артистов в нищете. Недавно умер Борислав Брондуков, которого Вы, наверное, знаете.
К. ЛАРИНА Да.
А. ЛЫКОВ Их же много. Это не одна фамилия. "Горький мед", как в какой-то газете печатают. Не говоря о том, что существуют еще какие-то программы, умерший Филатов, Вы поняли. И в них мало чего радостного в качестве многих дальнейших сложившихся судеб, что ясно показывает, что она, безусловно, незащищена. Поэтому ей есть резон заниматься, есть в этом достоинство определенное. Я занимаюсь незащищенной профессией, это честно.
К. ЛАРИНА Я хотела Вам задать очень простой вопрос. Он вполне логичный после такого спектакля. Каким образом Вы себя восстанавливаете после такой траты?
А. ЛЫКОВ Сплю.
К. ЛАРИНА Или это игра природы?
А. ЛЫКОВ Есть возможности восстановиться. Но дело в том, что когда ты выходишь на определенную дистанцию, тебе надо ее выдержать, ты понимаешь, что ты должен выдержать эту дистанцию, а не какую-то другую, которая называется короткой. Был бы один спектакль, я бы сейчас уже ничего не делал. Я понимаю, что у меня еще один и следующие два. Это понимание только и дает мне возможности и силы. И кроме того, я знаю, что есть люди, которым это действительно важно. Они есть, и это воспоминание иногда, когда стоишь на сцене и понимаешь, что тебе дальше уже нет возможности выговорить, потому то дыхания нет, и слюна уже перехлестывает через край, и сопли текут, и пот глаза заливает, я понимаю, что есть кто-то, кому это реально очень нужно.
К. ЛАРИНА Вопрос от Михаила: "Выскажете все-таки свое мнение о вчерашнем спектакле, Ксения. Вы же там были и видели, что многие зрители покинули в середине действия. Так идти или не идти?" Собственно говоря, о чем и говорил Александр Лыков всю эту программу, что дело там не в словах. Все эти слова вы знаете, все эти вопросы вы наверняка себе задавали в какой-то период времени. У кого-то они возникают в 15 лет, в эпоху первого кризиса, у кого-то позже, а у кого-то, вообще, незадолго до смерти, как у героя спектакля, который я тоже недавно посмотрела, "Скрипка Ротшильда" в театре у Гинкаса, в ТЮЗе. Там главный герой перед смертью эти вопросы себе задает, когда осталось жить две секунды, уже поздно.
А. ЛЫКОВ "Смерть Ивана Ильича".
К. ЛАРИНА Да. Но тем не менее, если Вы хотите посмотреть на артиста Александра Лыкова и поговорить с ним напрямую, приходите. Но имейте в виду, что для этого нужно иметь внутреннее желание.
А. ЛЫКОВ Можно приходить, можно уходить. Зритель же всегда прав. В нем нет никакой неправости.
К. ЛАРИНА Тут я с Вами поспорю. Мы можем даже закончить передачу и поговорить на эту тему. Зритель не всегда прав, не надо, это не покупатель. Это покупатель, Вы все перепутали.
А. ЛЫКОВ Разве зритель не покупатель?
К. ЛАРИНА Нет.
А. ЛЫКОВ А кто же он?
К. ЛАРИНА Зритель чаще как раз и не прав. Это тот же самый разговор о большинстве и меньшинстве. Зрители иногда аплодируют таким чудовищным вещам и платят деньги за такие вещи!.. О чем мы с Вами и говорили все 50 минут.
А. ЛЫКОВ Я бы не хотел разговаривать ни о большинстве, ни о меньшинстве. Я бы хотел разговаривать только об одном человеке, отдельно взятом живущем человеке, который является дитем божьим. А большинство и меньшинство это то, во что они сбиваются.
К. ЛАРИНА Вы на выборы ходите?
А. ЛЫКОВ Да, в этот раз я ходил на выборы.
К. ЛАРИНА Вы были в большинстве или в меньшинстве?
А. ЛЫКОВ Это не имело особого значения. Все, мне кажется, сейчас происходит нормально. И в кинематографии сейчас есть нужда. Поэтому выходит не только то, что смотреть трудно, потому что за ним мало что есть. А все равно уже получается то, что смотреть хочется. Это всегда так, когда организуется территория, на которой что-то происходит. Сейчас она есть, телевидение сейчас развивается. Кинематография, так или иначе, я знаю даже, что комитет по кинематографии дает деньги на съемки фильмов. Можно уже радоваться. И Соловьев сказал: "Я бы 10 лет назад сказал, что я буду снимать "Анну Каренину", как бы на меня посмотрели? А сейчас я сказал, что буду снимать, и ничего".
К. ЛАРИНА Посмотрим, как посмотрят после того, как фильм выйдет на экраны.
А. ЛЫКОВ Это уже следующая история того, что будет. Но главное, что есть разрешение на то, чтобы это делалось. Как бы ни прошел фильм "Идиот" на экранах, но он прошел как классика и собрал зрительский рейтинг.
К. ЛАРИНА Да, желание есть.
А. ЛЫКОВ Что, безусловно, внутренне дает возможность режиссерам дышать чуть-чуть поактивнее. А, так можно тут что-то еще и делать, а не просто писать и делать сценарии, которые не подвергаются критике.
К. ЛАРИНА Саша, наша встреча закончилась, спасибо большое. Если хотите увидеть спектакль, попробуйте сегодня попасть на него в Театр Моссовета, "Под крышу", и следующие спектакли 23 и 24 марта. Спасибо Вам, приезжайте почаще.
А. ЛЫКОВ Спасибо вам, всего вам доброго, москвичи.
2004г.