АЛЕКСАНДР ЛЫКОВ: ЖИЗНЬ НЕ ПРОПУСКАЕТ СЛАБОГО
Александр Лыков: Жизнь не пропускает слабого «Невское время» 03.09.2004 г. Татьяна Ткач
Легендарный Казанова с "Улицы разбитых фонарей", актер Александр Лыков, исчез было с орбиты всеобщего внимания. Но потом вдруг появился на огромной сцене "Балтийского дома" как Воланд в спектакле "Мастер и Маргарита" знаменитого литовского режиссера Йонаса Вайткуса - после десятилетнего отсутствия на театральных подмостках! Потом с блеском сыграл в моноспектакле "Я, Он, Она, Не Я", поставленном режиссером Алексеем Янковским по пьесе Клима. А после этих постановок зрители увидели новую сценическую версию спектакля "Активная сторона бесконечности" по мотивам произведений Карлоса Кастанеды.
В кино Александр Лыков охотно соглашается и на эпизодические роли. Например, сыграл уголовника по кличке Нос - эпизодическую роль в одной из серий "Агента национальной безопасности", снятой Дмитрием Светозаровым. У того же режиссера сыграл небольшую роль в сериале "Танцор". Потом с участием Лыкова вышел новый сериал и фильм "Киднеп". "Турецкий гамбит" режиссера Джаника Файзиева. Словом, Александр Лыков вновь востребован музой кино. Вот потому речь и зашла сначала о специфике работы на телевидении и той популярности, которую оно приносит.
- Актера Александра Лыкова можно, было увидеть в различных телепрограммах. Но роман с телевидением начался у вас давно, и "крестным отцом" был режиссер Юрий Мамин, у которого вы после съемок в фильме "Бакенбарды" работали в телепроекте "Хамелеон"?
- Смешная, забавная была у него программа: разные персонажи, костюмы... Мне очень нравится играть масками, обожаю такие штуки. Хотел бы сыграть близнецов в кино, двух совершенно разных людей - просто одурел бы от такого предложения. Двойники - потрясающая тема.- О Казанцеве из "Ментов" тоже можно говорить как о созданной вами маске?
- В какой-то степени - да. Как о неком образе, существующем по своим законам. Хотя опер Казанцев - не я. Чем хорош сериал? Тем, что в нем раздвигаются границы жанра: роль можно делать то комедийной, то героической. И если персонаж достаточно жизненный и жизнеспособный, то он легко осваивает самые разные способы существования. А когда персонаж более-менее понятен, его можно бросать в экстремальные ситуации, совершенно для него неожиданные - и смотреть, как он себя проявляет. Увы, иногда он с испытаниями не справляется. Значит, не освоил предложенную реальность. Я же не говорю, что по актерским задачам мне все удается, что-то могло и не получиться, и Казанова бывал иногда неубедителен.
- Тем не менее опер Казанова стал героем сегодняшних дней. А вашей душе близка героика?
- Конечно. Я очень люблю эту историю, мне нравятся поступки Казановы. Я встречал таких героических людей. Это были менты и бандиты. Да-да, могу сказать: бандиты - героические люди. Слово "бандит", наверное, неправильно употреблять этически. Ведь в нашем обществе нет четкого деления на бандитов и порядочных людей. В уголовном кодексе есть, а в жизни оно не присутствует.
- Но была же получена награда от министра внутренних дел?
- От Степашина? Часов уже нет. Их украли в театре на репетиции "Мастера и Маргариты". А жаль, в каком-то смысле они были мне дороги. Вообще-то я легко расстаюсь с вещами, с любыми. Никогда не сетую: ну, ушли, так ушли - значит, так надо было.
Дома сейчас стоит пепельница в виде хохляцкого гаишника. Эдакий маленький монстр, в руке у которого палка (рука здоровенная), а на кепке написано ДАИ (Державная Автоинспекция), получается "дай". Когда я его первый раз увидел, обхохотался. Украинские гаишники себя явили во всем блеске. Подарили мне статуэтку в Крыму. Такое ощущение, что на Украине меня больше любят, чем в России, как это ни странно. Даже выдали документ: я почетный сотрудник УБОПа - Управления борьбы с организованной преступностью.
- Сегодня все чаще каждый отвечает за себя - в театре тоже?
- Пока - да. Но ситуация может поменяться. Когда возникнет новая структура сообщества внутри профессии.
- А с чем связаны преждевременные "уходы" актеров вашего поколения - из профессии, из жизни?
- Сейчас вообще жизнь не пропускает слабого. Чтобы идти дальше вперед, надо делать что-то с собой. Нужно понять и принять ответственность, которая нам всем предъявлена. Я говорю о нашем поколении. Но мне интересны те, кто идет следом. Они сейчас очень шустрые, отличаются от нас, причем в выгодную сторону. Давно не спорят с жизнью. Приняли ее такой, какая она есть. А я спорю, отталкиваясь от своих прежних, идеальных воззрений. И это отнимает у меня массу сил и энергии. Вот потому я учусь у них.
- Разве ценности изменились?
- Наверное, ценности вообще не меняются. Но отношения мои к ним изменились. Можно сказать так: если раньше я грудью за них стоял, то сейчас все иначе. Понимаете, можно идти прямо против ветра. Или же, как яхта, галсами: она сначала ложится налево, потом направо - только таким образом и может перемещаться, вот тогда идет она против ветра! Этот момент поворота очень важен, иначе снесет на скалы, вперед не пройдешь. И молодые уже умеют "ходить галсами", для них это не проблема. А для меня проблема.
- Но все-таки важен момент преемственности - существуют же традиции, авторитеты?
- В сериале Кирилла Серебрянникова "Дневник убийцы" работал с Татьяной Лавровой, игравшей Зинаиду Гиппиус. Чему несказанно рад. Мне вообще в радость встречаться с легендами советского кинематографа. Татьяна Евгеньевна, слава Богу, мало изменилась, классно выглядит. С ней интересно было работать, хотя удовольствие длилось всего два дня. А играл я Дмитрия Мережковского, который по возрасту старше ее. В гриме получилось ничего, убедительно. Но мне смешно, когда гляжу на свои карточки в гриме шестидесятилетнего маститого писателя.
- Судьба сводила вас и с режиссером Германом: в картине "Хрусталев, машину" есть и ваш эпизод. Не держите обиды на Алексея Юрьевича за то, что так и не утвердил вас на роль в фильме "Трудно быть богом"?
- Никакой. Он сам периодически напоминает мне о давнем инциденте при встречах: считает, что я его подставил, заключив два параллельных договора. Наверное, сейчас бессмысленно в прошлом разбираться. В конечном итоге ситуация разрешилась тем, что Герман написал письмо, в котором сообщал мне, что карты легли иначе. Но перед этим 28 дней шли пробы. И я вкусил кайф работы с мастером. Успел вкусить! Было сложно, трудно, но интересно. А если бы сложилось тогда все удачно, я не имел бы того, что сейчас имею. Была бы одна большая работа, и, я уверен, что увлекательная работа. Но случилось то, что случилось.
- Но Лыков славой не обижен: на кинофестивалях вы всегда желанный гость.
- Да посетил я не так уж много фестивалей. Насколько помню, побывал на трех телевизионных - они все похожи. Их проводят для того, чтобы люди знакомились, какие-то зацепки возникали. Но, честно говоря, никаких предложений сниматься я там не получил. Однако мне нравится бывать на фестивалях.
- Сегодня популярность актерам приносит не только съемки в кино, но и участие в различных шоу и телевизионных играх. Как относитесь вы к такого рода программам?
- Никак. Я в них не участвую, фактически ни на одну из них не ездил. Исключение - "Последний герой-3".
2004г.