Евгения Тропп, 23.12.2018
Год назад прощались с любимым спектаклем "Валентинов день" Алексея Янковского в Молодежном театре. И вот так совпало, что почти день в день я увидела его новую работу, "Сивилла" по Перу Лагерквисту, мастерская АСБ на сцене театра "Особняк". Увидела - и второй день хожу как шальная. Не знаю, как вообще такое возможно и как это делает актриса Кристина Скварек (о которой я до сих пор только слышала, но видеть - не видела): два часа пятнадцать минут монолога, практически неподвижно стоя с воздетыми руками - мизансценический минимализм, помноженный на духовный максимализм. Сначала борешься со спектаклем, он кажется мучительным, потом вдруг подключаешься и уходишь за актрисой туда, куда она ведет, в бездны. Редкое умение вербально создавать картины, которые реально видишь - и ощущаешь жар от солнца и запахи испарений в пещере, куда пифии является бог, слышишь грозный шум реки. Исключительно насыщенное присутствие на сцене. Режиссерски разработана такая сложная партитура - при какой-то даже вызывающей бедности, аскетичности всех средств.
Световые переходы фантастические - едва-едва прибавляется свет и вся картинка меняется, чуть уходит, а в это время незаметно, без шва, актриса что-то делает с голосом - и вот он уже словно дребезжит, и перед нами стоит древняя, столетняя старуха с длиннющими костлявыми руками, хотя молодая красавица никуда не уходила и никаких ухищрений для внешнего преображения не применяла. Но вот такое случилось.
Техника актерская восхищает Тут никакого шаманства, это искусство высшей пробы.
Кто хотел серьезного театра? - Он есть.