«Жизнь – театр, где все мы актеры».
Омск. 16. 12. 2004 г.
Серафима Сатонкина

В камерном «Пятом театре» в декабре состоялась премьера спектакля «Отелло». Режиссёр - Алексей Янковский, сюжет - Шекспира, текст - драматурга Клима, которого не печатают...

То, что Клима не печатают - ничего, он и без того известен. «Когда его выпустят в печать, будет поздно», - говорит А. Янковский. И ещё шутит: «Буду ставить его до тех пор, пока этого не сделают...» Похоже, так и будет: «Отелло» - уже третий спектакль Алексея Витальевича на текст Клима. Предыдущие - «Падший ангел» и «Ромео и Джульетта». А вообще режиссёр считает, что два последних нужно объединить: чтоб шли два вечера подряд. Потому что тема в них одна и та же: «Наша жизнь - театр, где все мы актёры»...

Да, об актёрах - тех самых, что на протяжении трёх действий говори­ли со сцены о Боге и дьяволе, о любви и смерти, задыхаясь от собствен­ной ревности... Всего в спектакле играют десять человек, семеро из них - курс бывшего главного режиссера Омского академического театра драмы Петрова и трое ниоткуда не приходили: они из «Пятого театра».

- Алексей Витальевич, - спрашиваю режиссера, - «Отелло» - вещь сама по себе очень серьёзная, да вы еще добавили в неё много худо­жественных приёмов, вложили во все новый смысл, а актёры всё-таки молодые...
- Ну и что? - удивляется режиссер. - Все ребята творческие, работать с ними - одно удовольствие. Больше таких курсов, я считаю, нет. Все очень непохожие, на них можно делать разное распределение ролей. Я вообще считаю, что учиться нужно только на серьёзных вещах.

Несмотря на то, что Александра Илларионовна Юркова, директор «Пятого театра», решилась «купить кота в мешке» (за что ей огромное спасибо от зрителя!), этот самый «кот» оправдал все ожидания и с поставленной задачей справился. Во всяком случае, претензий у режиссера к актёрам нет никаких, а если они и есть, то только к себе. Хотя я, например, на правах представителя зрительного зала ни в чём не могу упрекнуть и режиссёра.

Декораций на сцене очень немного - открытое пространство делает игру актеров более выразительной. Есть где мысли разгуляться! Движение персонажей происходит в основном по диагонали либо по кругу. Диагональ - пространство, круг - замкнутость, безысходность. Вообще все герои в конце спектакля ходят по кругу: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее, и вот они, схватившись за руки, бегут. А на них под громкую музыку падает снег... - Хаос какой-то»! - возможно, скажете вы и будете совершенно правы, потому что театр зеркален. И имен­но в этот момент режиссер счел нужным показать нам некую раздробленность, чтобы мы задумались, к чему может привести неупорядочен­ность наших действий. Не очень понятно? Тогда послушаем самого режиссера:

- Нельзя принимать спектакль за жизнь: если в жизни все плохо, в спектакле - все хорошо, и наоборот. Он напоминает зрителю о том, о чем подчас забывается. В этом плане театр - последнее прибежище человека. А сюжет - это порядок, он показывает человеку последовательность его поступков и то, к чему они в итоге могут привести. Сте­пень наказания и показывается в театре.

- А по каким меркам можно судить о том, состоялся спектакль или нет?

Он ведь всегда обращается к залу. Есть такие спектакли, которые монтируются на сцене, а есть те, что монтируются в голове у публики. И если зритель увидел свое представление на сцене, увидел себя, можно считать, что духовный акт состоялся!

Да, Отелло, Дездемона, Яго, Бьянка - всего лишь имена. Могут быть и другие: Ромео, Джульетта, Адам, Ева, Орфей, Эвридика, Сима, Валера - история-то, в принципе, одна и та же. Вы видите себя на сцене? Вот и замечательно. Режиссер удовлетворенно потирает руки и начинает готовить новый спектакль. Что там еще Клим не напечатал?..

2005г.