8 из числа 7
или 7 дней с Идиотом
Проект посвящается 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского.

С 11 ноября по 4 декабря 2021 года, на разных площадках Санкт-Петербурга, прошли показы спектаклей и читки пьес из цикла «"8 из числа 7" или 7 дней с Идиотом».

«"8 из числа 7" или 7 дней с Идиотом» состоит из 11 пьес Клима по мотивам романа «Идиот» Ф. М. Достоевского. Книга выстроена как серия евангелий, написанных от лица персонажей: Аглаи, Настасьи Филипповны, Мышкина, Рогожина и др. Каждый из них представляет свою версию романных событий.

Также в рамках проекта состоялась творческая встреча с драматургом Климом и научный семинар, посвященный циклу пьес.

Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры».
Расписание
Наши партнеры
Проект реализован при финансовой поддержке
Министерства культуры Российской Федерации
Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры»
Отзывы
Отзывы зрителей о спектаклях и читках проекта «"8 из числа 7" или 7 дней с Идиотом».
Отзыв Ульяны Симан на читку пьесы «Падший ангел» (читает: Кристина Бойцова, актриса театра «Мастерская»)
"Театральная мастерская «АСБ», во главе с прекрасным Алексеем Янковским сделали невероятный проект «"8 ИЗ ЧИСЛА 7" или 7 ДНЕЙ с ИДИОТОМ». Это цикл спектаклей, которые воспроизводят книгу несравненного КЛИМА с одноимённым названием или, как приписывает сам автор, семь неопубликованных глав романа «Идиот» Достоевского.

Спектакли идут полным ходом на разных площадках нашего любимого города. Тем временем я побывала на одном из них. И это история, рассказанная Настасьей Филипповой, героиней романа, за несколько минут до ее убийства. Нет-нет, никаких стенаний и воплей (на всякий случай для непосвящённых) - Это текст КЛИМА, а значит бурное течение мысли, уходящей то в философский трактат, то внезапное откровение, найденное умозаключение вдруг становится парадоксом: чувства затмевают мысли, потерянное равновесие вдруг обретает основу, но тут же растворяется в бесконечно стройном потоке еще не потерянного сознания героини, которая знает, что приговорена и ищет силы пройти свой путь. Нельзя не отметить прекрасную актерскую работу Кристины Бойцовой.

КЛИМ удивительный автор. Каждая строчка его текста имеет завершенную мысль, но при этом все произведение пронизано сквозной идей, в котором нет ни одного лишнего слова. Одно утверждение переходит в другое, то с большой иронией переворачивая все с ног на голову, то развивая мысль в масштабы космоса.

Но в данном произведении искусства важен и уникальный режиссёрский стиль Алексея Янковского, который превращает монолог героини в спектакль, посвящая зрителя в тайну. Воспоминания героини возникают и растворяются, как на полотнах импрессионистов, один образ переходит в другой, обретая новую волну энергии, но это не про идиллию безмятежного существования, а про разрушающий шторм бесконечного поиска, смятение чувств, разрывающий внутренний мир, в попытке найти спасение"

Читать полностью
Отзыв Дарины Львовой на читку пьесы «Падший ангел» (читает: Кристина Бойцова, актриса театра «Мастерская»)
«Падший ангел» —так называется пьеса драматурга Клима, которую читали в рамках лаборатории «8 из числа 7 или 7 дней с Идиотом», посвящённой 200-летию со дня рождения Достоевского.

Читала Кристина Бойцова, актриса театра «Мастерская». И как читала! Читка читке рознь, можно попасть именно на чтение по бумажке – и не всегда это плохо. Но тут было очень профессионально — актриса 1 час 15 минут держала в напряжении весь зал, на текст почти и не смотрела, шикарная подача, красивый голос — какие таланты работают в театре!

Зрителям предлагался несуществующий монолог Настасьи Филипповны. «Место действия "Падшего ангела" — время между мгновением, когда некто Рогожин взял книгу с закладкой в виде ножа для разрезания страниц, до мгновения сами понимаете чего».

Художественный руководитель проекта Алексей Янковский также находился в зале – сказал вступительную речь, отвечал за звук и в конце представил актрису. Музыка, кстати, была какая-то необыкновенная – за это вновь спасибо мастерской «АСБ» и Кристине Бойцовой!

Единственное, мне показалось, что световое оформление уж слишком яркое – мне прямо слепило глаза иногда, больно было смотреть на сцену. Я ж ещё и в первом ряду сидела.

Спасибо театральной мастерской «АСБ» за организацию такого замечательного события!

Читать полностью
Отзыв Ульяны Симан на читку пьесы «Ветеран» (читает: Александр Савчук, актер театра LUSORES)
История одного мелкого чиновника Фердыщенко, незаметного маленького человека с клеймом вместо фамилии, которая очертила рамки его жизни, и подчинила его судьбу. И только оказавшись в пределах дома умалишённых, он начинает отчаянно преодолевать эти границы, пытаясь доказать себе же возможность своего бытия. История безумца, точнее его размышление на эту тему, как история вечного смятения, буйства и смирения.

В своей исповеди герой самозабвенно оправдывается, заранее извиняясь, за свои выводы, как и за всю свою жизнь, закат которой он наблюдает уже за пределами «нормального» общества, и только оказавшись за этой гранью открывает для себя новый мир бесконечного мгновения, как осуждённый перед казнью за миг до смерти обретает бесконечную свободу.

Философия пьесы, как и все тексты КЛИМА, в филигранной постановке, неуловимо присоединяют к себе мысли чувства и эмоции всех сидящих в зале, создавая неповторимую атмосферу, в стремлении к этой самой бесконечной свободе, о которой мечтает каждый. Это невозможно объяснить, как невозможно растолковать тайну Театра, потому что «Театр - это не «ЧТО», а «КАК» - Алексей Янковский. Спасибо за искусство

Читать подробнее
Отзыв Ульяны Симан на спектакль «Толкователь Апокалипсиса» (актер: Алексей Багдасаров, актер театра «Модерн»)
В фокусе внимания другой роман Федора Михайловича «Братья Карамазовы», точнее Легенда о Великом Инквизиторе. Но его страшное пророчество представлено совсем в иной форме, так как развитие идеи героя приобретает еще больший масштаб. Монолог героя (невероятная актерская работа Алексея Багдасарова) начинается с обычной истории, даже не претендующей на великое откровение, наоборот ему как будто неловко, и оправдывая свое поведение он даже ёрничает, что мол на Толкователя Апокалипсиса пришли посмотреть, как же это возможно истолковать - эти метания даже наполнены легким тонким юмором, и даже вызывают умиление, но это начало пути, так сказать, чтобы не было страшно. Монолог героя набирает силу, обретая исповедальный характер, возвышаясь над суетностью и обыденностью, ясно доказывая беспомощность «быта над духом», зыбкость материального в сравнении с тем «нечто» к чему рвется душа человека, но упрямое сознание преграждает ей путь, выставляя каменный кордон в виде рационального, логичного, правильного поведения индивида в обществе таких же. Но тут и происходит чудо, в неосязаемый момент Толкователь подхватывает на крыло собственной исповеди, устремляется в необъятную высь и растворяется в бесконечности, а его исповедь становится твоей, только не стоит об этом думать, иначе реальность снова затянет, а мимолетное чувство исчезнет. Да и объяснить это невозможно, можно только почувствовать. Удивительный спектакль, спасибо авторам!


Читать подробнее
Отзыв Ульяны Симан на читку пьесы «Послесловие» (читают: Кристина Бойцова, Евгения Гревцова, Дарья Кужель, Наталья Свешникова, Ася Ширшина)

В заключении романа несуществующих глав, романа о молчании и ремарках, заметок между строк, как сне наяву, авторы проекта рассказали, как мне показалось, самое главное, то, для чего делали этот проект и как оказались в нем, и это роман о театре и его зрители. Театр не возникает из ниокуда, его секрет открывается для человека, как закон всемирного тяготения, или закон сохранения энергии или Е=тс2, то есть это то, что всегда существовало во вселенной, но чтобы это понять и открыть для себя человечеству пришлось пройти большой путь. Но для того, чтобы узнать этот секрет нужен ключ, как некий шифр. Как пишет Клим в своих текстах Театр - есть средство связи субъекта с Богом. Бог вечен, меняется лишь сам субъект, и для того, чтобы подвезти его к открытию нужно изменить средство СВЯЗИ. Этим средством связи является актёр, но идёт он не по смыслам и событийному ряду, а по чувству, и это чувство быть может не по поводу текста романа или авторского замысла спектакля, а по поводу его собственной жизни, как странное волнующее мимолётное воспоминание, но оно должно быть правдивым, а не наслоением чужих замыслов. Отсюда и возникают эти кружения внутри текста и без него, эти «летящие стелы» в конце строк без знаков препинания и новыми ударениями в словах. Актёр парит в существующем только для него пространстве и тогда наступает это нечто, что обретает новое дыхание и возникает открытие. Спасибо
Читать подробнее