БЕС-СОН-НИЦЦА
или Сон Тоцкого
БЕС-СОН-НИЦЦА
или Сон Тоцкого
Спектакль из цикла "8 из числа 7 или 7 дней с Идиотом" KLIMa - о чем молчат герои Достоевского в романе Идиот
«Бес-Сон-Ницца» — сумасшедший спектакль по мотивам романа «Идиота» Ф.М. Достоевского.

Его главный и единственный герой — Афанасий Тоцкий. Второстепенное лицо в романе: казалось бы, не более чем проходной отрицательный персонаж — но на деле именно он предопределяет трагический исход событий.

«Бес-Сон-Ницца» — это монолог Афанасия Тоцкого, который только что получил известие об убийстве Настасьи Филипповны. И теперь он вспоминает все события своей жизни в обратной перспективе — и неожиданно видит их с совсем нового ракурса. Герой находится в лечебнице для умалишённых в Ницце, мучается от бессонницы и мало-помалу впадает в долгий монолог, который не нуждается ни в ответе, ни в собеседнике.
Где «Я»? Что значит сказать «мир»? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто «Я»? Как я оказался в этом мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлечённым в это громадное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться?
Сёрен Кьеркегор, «Философские крохи»
Это история, которой не было в «Идиоте». Тоцкий в спектакле — и герой Достоевского, и не совсем. Это самостоятельный сюжет — ход подобен развитию темы в музыке, актёр, режиссёр и драматург исследуют то, что осталось за кадром: каким был человек, раз и навсегда предопределивший судьбу Настасьи Филипповны?

В чём было его юродство, его драма и его тайна? Кто он?

Продолжительность – 2 часа без антракта
12+

Актер - Александр Кошкидько. Актер театра и кино, актер Санкт-Петербургских театров «Lusores», Театра «На Литейном», Teatro di Capua, Инженерного театра АХЕ, Такого театра, Театральной лаборатории Яны Туминой, «Театра Поколений». Выпускник актёрско-режиссерского курса народного артиста РФ профессора Р.Б. Громадского.

Драматург – KLIM. Режиссер, драматург, лауреат премий ЮНЕСКО и «Золотая маска». Автор более 30 пьес и работ о театре. Спектакли по его пьесам поставлены во многих городах России и за рубежом.

Режиссер – Алексей Янковский. Театральный режиссер, педагог, основатель и художественный руководитель «Театральной мастерской АСБ» - член союза театральных деятелей РФ, лауреат премий «Золотой софит», «Новая драма», Международных фестивалей «Монокль», «LUDI», «Один. Два. Три», «МОНОfest», «Сотоварищи» и других. Поставил более 50 спектаклей на профессиональной сцене в России и за рубежом.
Купить билет
9 марта | 19:30
ОСОБНЯК. Театр. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 55
26 марта | 19:30 | День рождения Александра Кошкидько
Театр "Открытое пространство". Санкт-Петербург, ул. Моховая., д. 42
16 апреля | 19:30
ОСОБНЯК. Театр. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 55
Создатели
Отзывы
О.Е. Иванов
Ну как вам НИцца?
Не страдающий бессонницей современный человек слишком привык ко всякого рода автоматизмам существования, которые легко переносятся на сакральные предметы, благодаря общей предзаданности и гарантированной чистоте смысла последних. На личные же вопросы надо отвечать по требованиям, предъявляемым именно к тебе лично. Поскольку тема безумия и болезни души центральная в БЕС-СОН-НИЦЦЕ, то её груз и груз её разрешения в «спасительных видениях» тоже ложится на каждого, кто присутствует. Ведь в сумасшедшем доме, в Ницце он находится или не в Ницце (следует, однако, помнить, что описанный в пьесе монастырь мог существовать только в западной Европе), благодаря опять-таки магии театра, оказались теперь все, и необходимую внутреннею работу никто другой за конкретного зрителя-исполнителя не сделает. В этом плане театр есть место исполнения не объективного, а субъективного, где, не будучи задетым происходящим сам, ты ровном счётом ничего не поймёшь из внешних описаний или с «чужих слов». Таких слов здесь вообще быть не должно. Эту работу не делает целиком самостоятельно, а как бы руководит ею в сознании каждого присутствующего актёр Кошкидько в БЕС-СОН-НИЦЦЕ. К богослужению, таким образом, может подступить внутренне подготовленный к его смыслам человек.

Полная версия отзыва в статье https://teatrasb.ru/nu-i-kak-vam-nicca
Юлия Бирюкова
Кто видит, то чему ему и надеяться? (спектакль «Бес-Сон-Ницца»)
Когда вас спрашивают, были ли вы в Ницце, что вы представляете? Я — залитую солнцем улицу, белоснежные фасады и площади.
Но всем нам повезло, потому что мы в «Бес- Сон- Ницце». Это драма театральной мастерской «АСБ» (Санкт-Петербург).
В черном прямоугольнике стен раздаются громкие, твёрдые шаги. Это круги размышлений и бесы Афанасия Ивановича Тоцкого — героя романа Ф.И.Достоевского «Идиот».
Каждое слово падает камнем в тишину зала, поднимаясь, летит мрачной птицей в глубину души. Взгляд героя чётко устремляется в лица людей и пригвождает.
Это нужно слушать, слышать и чувствовать.
Бес-Сон-Ницца…
Состояние потери представления о рае. А ещё это лечебница для душевнобольных. Здесь из дущевнобольных делают сумасшедших. У душевнобольных болит душа, а у сумасшедших ее нет. Но лучше быть здесь без ума, чем там с умом. Когда-то душевную боль излечивали вином, который готовили монахини из роз, растущих в тени лип. Но теперь уж нет ни роз, ни монахинь, ни лип… Кто в этом виноват?! Может быть, пчёлы? Да, пчелы опыляющие липы и розы… Без этого вина не вылечить души. А виной душа болит. Во всём есть магический смысл. И путь сюда — путь суда.
Но чтобы здесь выжить нужно соблюдать правила.
Не смотри — представляй. В первые сутки ломается воля как жажда жизни.
Невозможность видеть рай сквозь виденье ада — это безумие. Нужно научиться изготавливать вино видений рая жизни.
Всматривайтесь в лица. Кто на кого похож, тот тот и есть. Принять облик — надеть овечью шкуру. Кто есть человек? Человек не орудие ли?
Здесь книга единственный собеседник.
Разум не есть ум, а душевнобольной не сумасшедший.
Что порождает что? Смерть — рождение или рождение — смерть.
Жизнь не знает если бы.
Жизнь измеряется тем, что осталось, а не тем, что было.
Бессмертие. Смертный бес…
Тяжелый и мучительный монолог Тоцкого о себе самом и каждом из нас. О бесах внутри нас и вокруг нас. Кажется, мы живем в Ницце…
Ирина Кусакина
«Лучше здесь без ума, нежели дома с умом».
А что у нас сегодня на десерт? Что так свербит, и спать не даёт?
Точно! Это Питер, и театральная мастерская АСБ.
В такую погоду по мотивам Достоевского — самое оно.
Моноспектакль KLIMa. То, что не сказал Тоцкий. Из романа Идиот.
И как вам Ницца? А вы заглядывали в этот момент в глаза Александра Кошкидько?
Я — да. После этого мне самой захотелось цитировать Писание, а потом молча присесть и как дитя, положить ему голову на колени. Я не знаю, какой степени это мастерство. Может, колдовство?
Вернёмся к моноспектаклю. Итак, если вы любите Достоевского — вам сюда. Если вам нравится безумие с ноткой сумасшествия — вам сюда. Если вы любите Питер с его необычайной актерской подачей — вам сюда.
Вино спасительных видений. А можно мне пару бокальчиков?…
Автор подробно рассказывает, как оно делается. И почему в нем такая необходимость.
Не смотри!!!! Представляй!
Никогда не задумывались, почему для душевнобольных все рассказывается громко, одновременно осторожно и членораздельно? Кто за кого боится?
Я в тот момент боялась только за себя…
У сумасшедших нет души
Я всегда так думала. Может это я — нормальная, а остальные душевнобольны?
Спектакль дал ответы на многие вопросы. Текст очень много и часто цитирует Писание, что не могло не порадовать. И да — манера трактовки — Федор Михайлович просто рядышком стоит и поддакивает. Блеск! Для меня было слишком много откровений. Я будто бы сама впала на два часа в астрал, под гипнозом голоса, перепадов тембра Александра Кошкидько. И опять про это злосчастное вино — это ж Зюскинд со своим Парфюмером! Множество примеров, притчи… Автор словно в душу тебе заглядывает и достает оттуда все твои сокровенности. А ты сидишь такой, и медленно обтекаешь. У тебя кости рассыпаются, ты вне времени и пространства… Душа — это твои глаза. Глаза Бога. И она должна наглядеться на этот мир. Все ради исцеления души. Оба убийства — ради исцеления души. Эта безумная смесь из девственной крови, пота, чистейших помыслов — ради исцеления души!
Момент с родителями, буквально перекрыл все — и Тоцкого, и Достоевского, и даже Писание… А как это было рассказано! Будто бы сам Господь тебя посадил на колени и тихо повествовал …
А можно мне аудиокнигу с Вашим голосом, Александр?/ эм, отступление не по теме, простите).
Спектакль меня просто осадил. Он не порвал. Он приземлил. И заставил многое осмыслить.
Ушла перечитывать «Идиота».
Браво, автор! Браво Александр Кошкидько! Теперь я видела и слышала всё…
Джеффри Геринг
Мне очень понравилось. Ещё увидев описание, я увидел, что все как я люблю — драматичная чернуха про психическое расстройство со смыслом и рассуждениями о безумии. Это уже однозначно жирный лайк. Актер играл прелестно. Как человеку, взаимодействующему с психиатрией, мне удивительно, как можно так хорошо сыграть специфику психиатрического пациента с шизоидным радикалом (да и написать произведение, вообще говоря, тоже — чтобы оно не просто отражало субъективное видение персонажа, а было похоже на реальную картинку). Копания в смыслах слов и их формах — это весьма частая фишка ш-пациентов, к примеру. И как можно сыграть это намеренно и не запутаться, для меня непостижимо. И в атмосферу погрузили с самого порога. Ещё бы других зрителей не было, и вообще бы было идеально.
Дарья Живых
Познать цену словам. Тяжело.
Невероятный сложный текст, в котором столько препятствий. Настолько много, что я не могу их все преодолеть, как бы я ни старалась. Большая от больших. Всеобъемлющий. Такое нужно читать медленно, настолько медленно, что должно пройти несколько лет, чтобы успеть вырасти, поумнеть. Высоко задрана планка порога вхождения. От этого и сказать нечего. Но написать что-то нужно. Минимализм формы дает всё содержание целиком, без отвлечения. И важно актеру, чтобы его слушали и по возможности слышали, или хотя бы притворялись.
Для разумного зрителя.
Это был мой четвёртый спектакль «Бес-Сон-Ницца» и каждый раз происходит что-то невероятное. Спектакль становится только лучше, с каждый разом преображается, становится мощнее! Вот думаешь, ну куда ещё мощнее, а он просто разрывает сердце! В первый раз внимание к концу спектакля улетело, я погрузилась в свои мысли, второй раз внимание уже не подвело, прожила историю до конца, на третьем спектакле я поняла почему Тоцкий плачет в конце спектакля и почему ему так больно, а вчера меня просто припечатало к стулу, будто больно было не Тоцкому, а мне. То состояние, когда после спектакля очень хочется помолчать и просто побыть наедине с собой. Но не потому, что хочется сдохнуть, наоборот, после этого спектакля очень хочется жить! И так много светлых мыслей в голове…Какой-то космос…
Мне всё ещё мало, есть ощущение, что приду ещё … Один из любимейших спектаклей, что я сама себе не могу объяснить. Обычно, когда мало действия и много текста, мне становится очень скучно, я быстро улетаю, а тут каждый раз в самое сердце. Разбуди меня среди ночи и попроси рассказать про монашек и вино, которое исцеляло душевнобольных, я легко всё опишу и вспомню ещё кучу крутых моментов, меня будет не остановить! И это чистая магия! Но вообще за любым волшебством стоит большая работа.
Спасибо за то, что Вы делаете!
Это прекрасно !

11 ноября 2023г.
Анна Дорина
Бес-Сон-Ницца – это о бессоннице человеческого духа, который вечно находится на мосту - всегда над бездной и всегда без перил. Мы все идем по этому мосту, в любом временном отрезке жизни, в одиночку или с кем-то. Путь моста - неминуемый выбор: шагнуть, побежать, не оглядываясь, прочь от подступающего безмолвия, зная, что в любой момент можешь сорваться и угодить в бездну. Или не двигаться с мертвой точки, позволять туману и ветру обтекать душу, смутно надеясь, что вспомнишь, в каком направлении надо делать следующий шаг. Путь духа - сама жизнь - непредсказуемы и даже абсурдны. Абсурд - вот что окружает всех нас, как бы мы ни выстраивали заботливо затейливую логику жизни с бесценными рамками нормальности и представлениями о плохом и хорошем, темном и светлом. Нет, жизнь смешивает всё воедино, и так или иначе мы вынуждены выбирать.

Бес-Сон-Ницца – это о безумии мира и о безумии человека. Мир никому не обещал небезумия, а вот человек – где же та грань человеческого, переступив которую, теряешь ум? И теряешь ли на самом деле – или только в глазах тех, кто настойчиво втискивает мироздание в рамки, кто застыл в тумане на мосту над бездной, но упорно верит, что прозрел и знает, куда дальше? А не безумен ли человек, отказавшийся от сердца в пользу разума или тот, кто парализован страхом жизни и закрытом от слов, способных его пробудить.

Ведь «слова мудрых – как иглы, как вбитые гвозди…и приятного в них нет». Безумие относительно. Каждый из нас погружен в свое собственное и ищет свой путь над бездной.

Бес-Сон-Ницца – это и близость Ада и Рая к каждому из нас. Что такое ад? Похож ли он на кипение фигурок воплощенного зла, очеловеченного и озверевшего, со створок алтаря, расписанного Босхом? С древних времён ад в сознании человечества, независимо от религиозного и культурного контекста, представлялся химерически страшным пространством вечной боли в наказание за грехи. Созданный, чтобы призвать человека к праведности, ад маячил на горизонте далёким, но неотвратимым штормом, и бесы раскатисто хохотали, пока Шекспир не сказал, что на самом деле ад пуст, а бесы давно среди нас. "Бессонница" подталкивает к мысли, что и ад тоже - среди нас и в нас. Ад - это не пылающее подземное царство, это тюрьма внутри головы, прутья её тесны – не пропускают надежду и свет. Ад - это клетка, в которой человек запирает себя сам.

- Невозможность видеть рай сквозь видение Ада, порождаемое твоим умом – это и есть безумие, – так говорит Тоцкий.

Но если в нас есть ад, то и рай тоже должен быть? Где искать его? Мы можем предположить, что он кроется там же, где ад – внутри. Может, не совсем в голове, а где-то поближе к сердцу. Ощущение рая на земле, с точки зрения христианства, это близость к богу, но с точки зрения будничной жизни бог у каждого свой: он может быть и любовью, и вдохновением, и острой радостью от проживания момента. Здесь вспоминается "Миф о Сизифе" Альбера Камю. Гора и камень - это ад Сизифа, вечные муки в отместку за непослушание богам. До вершины никак не достать: Сизифов камень неизбежно скатывается к подножью горы. Сизиф спускается вниз и начинает сначала. Уже много-много тысяч лет.

Почему же Сизиф ещё не безумен? Потому что не видит ада вокруг - считает Камю.

Он принимает тщету своего труда, но каждый раз отдаётся ему со страстью, наделяя каждый подъём и спуск собственным, неведомым нам смыслом – и проживает свою вечность в радости, а значит – в раю.

К счастью, труд человеческий зачастую всё же наделен смыслом и приносит миру прекрасные плоды. Но порой человек сталкивается с отблеском адского огня и внутренней боли, способной на какое-то время заключить в свою тюрьму. Порой каждый человек задается вопросом: это я безумен или мир?
Куда мне бежать дальше по этому мосту над бездной?

Бежать – как Тоцкому, как Сизифу, как всем нам: туда, куда зовет сердце и где смысл обретается в простых радостях, наполняющих жизнь светом даже в самые темные времена.

Туда, где ощущаешь внутреннюю свободу – выбирать подходящий по весу камень и тащить его на гору жизни, сквозь ветер и туман и ловить проблески солнца.

Делать из вины (и безумия) вино – прозрачное, горящее, пойманным солнцем подсвеченное изнутри.

И оставаться – всегда – на Активной Стороне Бесконечности.
Дверь открывается и из неё выходит человек. Высокий, красивый, прилично одетый. Он всматривается в лицо каждого, внимательно изучая, а потом начинает говорить. Он приветствует нас в лечебнице для умалишённых. Мы вновь прибывшие.
Так начинается спектакль "Бес-Сон-Ницца".
А он? Кто он? Нет, не врач. Он сумасшедший. Вы, кстати, понимаете, разницу между душевно больным и сумасшедшим? Скорее всего, как и я, не задумывались над этим. Самое время. Возможно, в ближайшем будущем вы станете одним из них. Либо до больницы, либо уже в ней. Как повезёт. Если это можно назвать везением. Но есть один шанс: Не смотри. Представляй.

И вот тут я улетаю в свои мысли ошарашенный этой фразой. Осознание. Осознание того, что весь наш мир эта самая больница. Что я уже с рождения душевно болен и что если я буду смотреть на этот мир, я вскоре перейду в категорию с ума сошедших.
Надо Представлять, не надо Смотреть, Смотришь и видишь Правду, которая есть, а Представить можно Правду, которая тебе нравится.

И вот теперь эти слова не выходят из моей головы всё начало этого года, спектакль то я посмотрел в конце декабря ещё. А не отпускает до сих пор. Можно многое ещё сказать, но прежде хочется ещё раз его увидеть. Скажу вот что: это моноспектакль и я плакал в конце. Такое со мной случается редко. И это не были слёзы жалости от того, что я вижу/слышу на сцене. Это были слёзы очищения, которым я дал зелёный свет. И это было прекрасно! И сделал со мной такое потрясающий и глубокий актёр Александр Кошкидько, под руководством режиссёрского гения Алексея Янковского и всё вместе - это Театральная Мастерская АСБ.
Спасибо!

11 января 2023г.
Ульяна Симан
Тройственный союз режиссёра, актера и автора создают магию театра или это магия театра создала этот союз- сложно сказать, да это не так важно что было до или после, ведь в театре события идут в обратном порядке, это в жизни нам только кажется, что они идут в прямом.

Не смотри! Представляй…
И ты окажешься над бездной, где все зависит от тебя, твоей воли ..

«Бес-Сон-Ницца» - это часть текста «8 из числа 7» или 7 дней с Идиотом»
О чем молчат герои Достоевского и что они могли бы сказать в интерпретации Клима.

Спектакль - монолог или скорее поток сознания Тоцкого, второстепенного героя романа, казалось бы почти незаметного, к которому не испытываешь особенного сочувствия, вспоминая роман, Но пред нами предстоит совсем другой герой, или скорее не тот зыбкий персонаж, который остался в памяти после прочтения романа, пред нами человек с мятущейся душой, оказавшись оторванным от общества, он пытается найти в своих воспоминаниях ответы, причины, исход и следствия прожитой им жизни.
Невероятно трогательная, искренняя история сбитого с пути человека, жизнь которого проживает на сцене актер, но течение спектакля становится на столько сложным и бурным, что зритель уже не может отделить героя от актера, его историю от своих воспоминаний.
Спектакль - фактическое доказательство магии театра.
#Смотретьобязательно
С днем ТЕАТРА!
https://vk.com/id134773430?w=wall134773430_2136